Архивы

Уверенность учащихся в знаниях и действиях

Испытуемые обнаруживают не только разумность и сознательность, но и большую уверенность в своих действиях; проявляется это в разных случаях по-разному.В одном из исследований мы при формировании понятия «прилежащие углы» воспользовались определением, которое обычно фигурирует в учебниках геометрии: «два угла, имеющие общую вершину и общую сторону», т. е. в качестве необходимых и достаточных признаков выступили:
а) два угла,
б) эти углы имеют общую вершину,
в) эти углы имеют общую сторону.

Испытуемая Н. в качестве прилежащих назвала нам угол и часть этого угла, прилежащую к одной из сторон его. Когда мы попытались ей возразить, то она ответила, что по признакам они относятся к прилежащим. Поскольку мы видели, что она указывает явно не прилежащие углы, мы еще раз настойчиво указали, что она ошибается. При проведении констатирующих опытов эта ученица обнаружила полное непонимание геометрического материала, она не была уверена ни в одном своем ответе.

Вам нужно написать реферат? Вас может заинтересовать написание рефератов на заказ.

Стоило экспериментатору лишь переспросить ее, как она уже отказывалась от ответа. Н. была второгодницей, по геометрии имела прочную «двойку». И вдруг эта ученица стала спорить с экспериментатором, доказывать, что она права. Она, действительно, была права: под данное нами определение указанные ею углы подходили, так как они обладали всеми тремя указанными признаками. И вот тут мы обнаружили, что в учебниках дается недостаточная совокупность признаков, она должна быть дополнена еще одним — исключающим наличие общих точек у внутренних областей этих углов.

Приведем пример того, как меняется поведение испытуемых после сознательного усвоения способа действия.

При проведении констатирующего эксперимента отстающей ученице Н. была дана задача, в условии которой были указаны все необходимые и достаточные признаки биссектрисы. Спрашивалось, будет ли указанная в условии задачи прямая биссектрисой угла. К задаче дан чертеж, на котором прямая изображена в резко отличном от биссектрисы положении.

Испытуемая вначале говорит, что прямая будет биссектрисой. «Если мы измеряем транспортиром… Нет… Надо сначала измерить транспортиром». Измеряет, убеждается, что углы не равны, отказывается признать ее биссектрисой. Читает еще раз условие, где сказано, что прямая делит угол на две равные части, и говорит, что она делит на равные части только угол ДАС.

Рекомендуем также

Свежие комментарии