Какую госполитику в сфере теплоснабжения разрабатывают в Минрегионе


Сегодня, 07:36

Просмотров: …

Население может получить: абонплату за отопление и горячую воду, монетизацию субсидий, пеню за несвоевременность оплаты. Взамен обещают повышение качества предоставления услуг

Значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах. Фото: expres.ua

В январе Минрегион представил разработанную им Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, рассчитанную до 2035 г. Она предполагает глубокое реформирование системы теплообеспечения страны.

Проблема, которая требует решения

В Украине процент потребителей, охваченных системой централизованного теплоснабжения, является довольно высоким. Это объясняется тем, что, в отличие от стран Западной Европы, значительная часть украинских потребителей тепловой энергии сконцентрирована в компактных районах, в многоквартирных домах, значительные объемы тепловой энергии потребляются промышленными предприятиями.

Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) страны обогревают 25 городов. Большинство из них были введены в действие в 1950-1980 гг. С тех пор существенно изменились не только технологии производства, но и спрос на тепловую энергию в регионах их размещения. За исключением относительно новых ТЭЦ Киева и Харькова, на большинстве других основное оборудование устарело.

Тепловые электростанции (ТЭС), которые вместе с производством электроэнергии поставляют тепло, также нуждаются в модернизации. На сегодня 92% их энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тыс. часов), а 64% превысили признанную в мировой энергетической практике границу предельного ресурса и физического износа (соответственно 170 тыс. и 200 тыс. часов).

На предприятиях коммунальной теплоэнергетики (КТЭ) 60% котельных отработали свой нормативный срок, а на 38% котельных эксплуатируются устаревшие котлы с низким КПД. Почти 40% тепловых пунктов находятся в аварийном состоянии, что приводит к постоянным перебоям в системе горячего водоснабжения и перерасходу ресурсов.

Тепловые сети в основном сильно изношены, 16% их общей протяженности находятся в аварийном состоянии.

Схемы теплоснабжения городов и других населенных пунктов разрабатываются без учета или при отсутствии схем территориального развития и генеральных планов застройки. Это не позволяет обеспечить оптимальное развитие системы теплоснабжения на основе сочетания централизованного и автономного теплоснабжения.

По мнению авторов Концепции, стратегический подход к реформированию системы, состоит из трех компонентов:

пересмотр порядка тарифообразования. Несмотря на повышение цен на природный газ для предприятий ТКЭ и, соответственно, повышение в прошлом году тарифов на услуги централизованного отопления, остаются капитальные и операционные расходы предприятий, которые не покрываются тарифом. Так не учитываются, например, расходы, связанные с обслуживанием кредита, взятого в международных финансовых организациях на реализацию инвестиционных проектов. Кроме того, отсутствует отлаженный механизм корректировки тарифов в случае повышения операционных расходов, что удерживает тариф ниже необходимого уровня в условиях повышения цен на энергоресурсы, роста минимальной заработной платы и т.п.;

корректировка системы расчетов между субъектами рынка. Нынешняя система является разбалансированной вследствие несогласованности предельных сроков расчетов за природный газ и услуги по централизованному отоплению, существующей системы клиринговых расчетов и отсутствия стимулов к своевременной оплате услуги потребителями. Вследствие имеющихся долгов за поставки энергоресурсов имеют место случаи блокировки счетов предприятий КТЭ, что делает невозможным своевременное обслуживание кредитов;

изменение системы предоставления субсидий. В существующей системе четко не определена ответственность за несвоевременную или неполную уплату за предоставленные услуги между потребителем и государством в лице многочисленных органов, участвующих в расчетах; нет контроля за начисленной и фактически полученной суммой субсидии; система благосклонна к взаимозачетам, что отрицательно отражается на проведении расчетов и ответственности за правильность определения суммы платежа.

Сроки реализации

Реализация Концепции предусмотрена в период до 2035 г. и состоит из трех основных этапов.

На первом (2017-2018 гг.) предполагается:

— упростить реализацию инвестиционных проектов, направленных на реконструкцию и модернизацию предприятий КТЭ;

— установить тарифы, которые полностью покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

— внедрить механизмы стимулирующего тарифообразования;

— стимулировать снижение потерь при производстве и транспортировке тепловой энергии;

— содействовать переходу субъектов хозяйствования на рынках поставки тепловой энергии на двухставочные тарифы (состоящие их фиксированной «абонентской» платы и платы за потребленный объем);

— определить пути развития сферы теплоснабжения по каждому региону и населенному пункту, создать дорожные карты возможного перехода населенных пунктов от системы централизованного теплоснабжения к автономному теплоснабжению или индивидуальному (поквартирному);

— перейти на расчеты денежными средствами на действующие счета со специальным режимом использования в части возмещения субъектам хозяйствования из государственного бюджета льгот и жилищных субсидий.

На втором этапе (2019-2025 гг.) предусматриваются:

— инвестиционно-инновационное развитие предприятий КТЭ при массовой термомодернизации (40-50% зданий),

— реконструкция и модернизация систем теплоснабжения, достижения среднего по Украине уровня потребления тепла в зданиях 60-80 кВт/кв.м/год;

— достижение доли использования альтернативных источников энергии в общем балансе систем теплоснабжения в 30%;

— переход на рыночные условия функционирования предприятий ТКЭ, развитие конкурентной среды в сфере теплоснабжения.

На третьем этапе (2026-2035 гг.) ожидаются:

— завершение 100% термомодернизации зданий;

— достижения среднего по стране уровня потребления тепла в зданиях 20-60 кВт/кв.м/год;

— достижения доли использования альтернативных источников энергии в 40%.

Пути и способы решения проблемы

Совершенствование законодательного и нормативно-правового обеспечения планируется осуществлять по следующим направлениям:

— принятие новых и внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты по вопросам экономической стабилизации и развития предприятий КТЭ;

— внедрение механизмов экономического стимулирования экономного потребления энергоносителей и поощрения инвестиций в энергосбережение;

— урегулирование отношений, возникающих в связи с производством, поставкой, транспортировкой и потреблением тепловой энергии;

— установление норм потребления энергоносителей на производство и транспортировку тепловой энергии;

— установление предельных и сменных норм потребления тепловой энергии в зданиях;

— развитие объектов теплоснабжения, использующих местные и альтернативные энергоресурсы;

— переход населенных пунктов от централизованного теплоснабжения к системе автономного теплоснабжения дома или индивидуального теплоснабжения.

Средствами реализации приоритетов конкурентной и инвестиционной политики в сфере теплоснабжения могут быть следующие:

— создание организационных механизмов привлечения частного капитала по договорам аренды и концессии;

— приватизация генерирующих мощностей тепловой энергии;

— упорядочение отношений собственности;

— внедрение энергетического менеджмента на всех уровнях управления.

Введение паспортизации систем теплоснабжения города (региона) и энергетической паспортизации зданий, уточнение необходимых величин тепловых нагрузок, что будет осуществляться по следующим направлениям:

— разработка схем развития системы теплоснабжения, которая предусматривает оптимальное сочетание в пределах населенного пункта различных видов снабжения;

— осуществление мероприятий по обустройству узлов общедомового и квартирного учета и регулирования использования тепловой энергии;

— переход на систему теплоснабжения зданий путем установки индивидуальных тепловых пунктов.

Увеличение объемов услуг и расширение их ассортимента для увеличения общего объема продаж и уменьшения стоимости тепловой энергии. Для этого в южных регионах и центральных районах крупных городов, где сконцентрированы административные, торговые и другие здания, целесообразно внедрять системы комбинированного производства электроэнергии, тепла и холода.

Тарифообразование в сфере теплоснабжения будет осуществляться по следующим направлениям:

— внедрение методологии предельных тарифов и связанных с ее применением простых и гибких механизмов пересчета и изменения тарифа при изменении внешних факторов;

— совершенствование подхода к определению процента плановой прибыли;

— переход к возможному выбору участниками рынка видов тарифов;

— установление тарифов, которые покрывают как капитальные, так и операционные затраты предприятий КТЭ;

— обеспечение перехода к стимулирующему тарифообразованию;

— согласование предельных сроков расчетов потребителей за услуги и предприятий КТЭ за природный газ;

— стимулирование потребителей к своевременной оплате за потребленные услуги централизованного отопления;

— проведение поэтапной монетизации субсидий.

Рекомендуем также

Свежие комментарии